Образование как эволюция самоуправления

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Образование как эволюция самоуправления >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/12/4


Дискуссия о сетях

Ната Борисовна КРЫЛОВА

г. Москва
редактор журнала "Новые ценности образования", научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО, кандидат философских наук, автор книг "Школы без стен: перспективы развитичя и организации продуктивных школ", "Ребенок в пространстве культуры" и других.

Образование как эволюция самоуправления

Какой подход мы выбираем

Из статьи Анатолия Цирульникова о сетевом образовании можно сделать вывод: наступает время, когда наряду с государственным способом управления школой на первый план выходит новый - сетевой. Мне хотелось бы назвать его привычным словом "самоуправление". К нему сейчас повышенный интерес, во всяком случае, некоторые местные управления образования хотят быть застрельщиками в его расширении и стремятся доложить о стопроцентном охвате школ. Отчасти этот интерес вызван реальными процессами демократизации школы. Отчасти - попытками министерства взять под свой контроль все процессы в школе. Но проблемы самоуправления решаются не вдруг и не так, как удобно увидеть сверху.

Существует несколько подходов к школьному самоуправлению, в основе которых лежит та или иная социальная позиция руководителя (администратора, лидера или просто участника). Одна из позиций состоит в том, что самоуправление не должно копировать формы государственных учреждений, а должно соответствовать особенностям школьной жизни.

Красивая и актуальная мысль. А высказана она еще в 20-х годах прошлого века нашим соотечественником Сергеем Гессеном в его широко известной книге "Основы педагогики".

И еще одна замечательная мысль: в школе основной управляющий фактор - это сама природа ситуаций, в которых участвуют юные члены общества. Высказывание принадлежит известному американскому теоретику и практику образования Дьюи ("Демократия и образование", 1916 г.).

Сегодня педагоги начинают вновь открывать для себя старые истины. А многие так и остаются в плену у распространенного у нас отношения к обучению и воспитанию как к педагогическому управлению и воздействию. Самоуправление школьное вообще и ученическое в частности попало под влияние этого отношения.

С точки зрения управленца традиционного типа (а, к сожалению, в подавляющем большинстве управленцы - именно традиционалисты и консерваторы), школьное управление есть лишь одна из форм общей системы руководства школой. Вся образовательная властная вертикаль - от федерального министерства до его региональных, муниципальных и районных/окружных копий ("малых министерств") - рассматривает самоуправление в школе как еще один рычаг проведения своей политики и контроля над школой. Это факт сегодняшней ситуации в образовании, где нажим органов образования преследует вполне конкретную цель: затянуть "административные гайки" и ликвидировать те ростки свободного самоопределения школ, которые начали проявляться в условиях первых лет демократизации этой сферы.

Насколько я знаю положение дел, многие учителя в школах начали уже стонать от вертикального администрирования. "Стало еще хуже, чем раньше", - вот их мнение.

В этих условиях, а также в контексте общешкольных планов возрождения патриотического воспитания и детских организаций смею предположить: поголовное формирование органов самоуправления в школах будет выражением политики образовательной властной вертикали. Этот путь уводит школьное самоуправление в госсистему, а значит, в сторону от практических задач гражданского и демократического воспитания школьников.

В школах может возобладать сугубо управленческий подход к самоуправлению (его черты явно проявляются с первых минут разговора о нем с любым управленцем среднего звена). Что такой подход означает? Строгую вертикаль (иерархию) органов управления, четкое разделение их функций, утверждение инициатив сверху, ставку на лидеров (будущих управленцев и чиновников), подчиненность самоуправления школьной администрации - вот его главные принципы. При таком подходе управляемость органов суть основной критерий.

На одном из совещаний по самоуправлению так и было сказано: "Самое главное - кто стоит у руля!"

Очень надеюсь, что образование (как культурное, а не политическое явление) все же не пойдет по этому псевдосистемному пути. Школьное самоуправление нуждается в культуросообразном подходе. Его основные нормы: отсутствие иерархии, самоорганизация, взращивание инициатив снизу, подчиненность самоуправления школьному сообществу, ставка на демократическое обсуждение принимаемых решений, учет мнения меньшинства, поиски согласия. Такое самоуправление ставит задачу не готовить новое поколение лидеров, а создавать в школе прочные социальные связи, помогать становлению у каждого школьника способности строить гражданские отношения, то есть взаимодействовать со всеми в обществе. В этом плане самоуправление в школе должно быть ориентировано на ценности гражданского общества и инициативу снизу.

Парадокс сетевого образования

Вы не задумывались над тем, почему постоянные реформы, модернизации, реконструкции и возвратные движения маятника развития образования не двигают образование вперед? Почему движение образования скорее напоминает суетливое топтание на месте?

На мой взгляд, причина в том, что все реформаторы-администраторы подходили к образованию как к закрытой системе, где целенаправленное изменение одного элемента (при строгом соблюдении обозначенной сверху технологии изменений) должно вызвать планируемый эффект.

Не знали управленцы, что наше образование - живой пульсирующий организм, постоянно превращающийся в зависимости от условий то в открытую систему, то в сеть (спасибо Анатолию Цирульникову за обоснование идеи сетевого образования). Если бы управленцы это знали, они никогда бы не начинали реформы "сверху" и сочли бы идею построения в образовании вертикали власти противоестественной затеей.

Образование (подчеркиваю, как подлинно культурный процесс) всегда находит возможность приспособиться к управленческому воздействию: чем сильнее нажим, тем больше признаков сети - больше желания выйти из-под нажима, недовольства субъектов образования, поисков единомышленников, налаживания неформальных связей. Это помогает обеспечить ту самодеятельность, которая оказывалась под угрозой сужения своего поля.

Короче говоря, административный нажим всегда вызывал в сообществе разнообразные явные и скрытые неформальные социальные связи и порождал размытые формы самоорганизации педагогической деятельности. Она как ртуть становилась способной члениться на маленькие капли, не уменьшаясь в объеме, а только расползаясь в центробежном движении, и чаще всего не в горизонтальной плоскости, а в многомерном пространстве образования.

Когда же нажим ослабевал и немного возрастала мера свободы, в образовании начинали более явно работать социальные связи.

Они помогают образованию перегруппироваться в более или менее открытую систему, и то, что раньше осмысливалось в образовании в его сетевом состоянии, начинает оформляться в виде новой волны инноваций.

Открытая система отличается тем, что в ней ослабевают официальные управленческие связи. Вот здесь и просыпается управление и снова начинает реконструировать образование, пытаясь сделать его управляемым. И процесс (цикл) повторяется снова. И он будет повторяться до тех пор, пока не установится гражданское общество.

Сетевой принцип самоорганизации образования наиболее соответствует гражданскому обществу. Ведь гражданское общество и есть сеть, а вовсе не "положенная" вертикаль разных организаций. Гражданское общество возникает естественным образом, когда обеспечены гражданские права. Отсутствие или слабость гражданского общества - свидетельства той или иной необеспеченности гражданских прав, в том числе и в сфере образования.

Сейчас у нас именно такая ситуация: в перестроечный период система образования стала открытой, а поэтому, естественно, хаотической, в ответ начала проявляться активность структур управления и как следствие - образование приобретает формы сетевого пространства. Это - форма самосохранения в образовании ростков свободы и саморазвития.

Один из парадоксов сетевой самоорганизации образования состоит в том, что "сеть" никогда не исчезает, она может проявляться более или менее организованно, скрыто или явно, но при этом она разрастается вширь или вглубь, как только возникает противодействие государственной системы.

Ну а что же наше самоуправление? Оно меняет свои формы и стили в соответствии с общим состоянием образования. Оно приспосабливается то к требованиям "сверху", то к потребностям "снизу", хотя, как известно, приспособление - наихудший вариант существования. Приспосабливаться же заставляет сама наша "неровная" жизнь: то в ней "слишком много" демократии, то берет верх бюрократия, которой хочется управлять "более правильно", не допуская хаоса, то есть стихийных форм самоорганизации образовательных и педагогических сообществ.

Сложность для развития самоуправления здесь в том, что оно-то по своей сути управлением не является! Как сколок гражданского общества оно имеет сетевое строение, а его пытаются выстроить по меркам управляемой сверху системы.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования